5 советов, как найти работу без опыта или после долгого перерыва

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

На что рассчитывать с дипломом, но без опыта?

Итак, вы окончили ВУЗ и у вас имеется неплохой багаж знаний по изученной специальности. Первое, чем нужно заняться – составить амбициозное резюме. В нем нужно рассказать о ваших достижениях (если они, конечно, были). Это может быть участие в конференциях, занятые призовые места за научные работы, участие в проектах и другое. Еще расскажите в резюме и о своих положительных качествах, которые пригодятся в работе (активность, способность к обучению, стрессоустойчивость, направленность на результат, умение работать в команде, умение достигать поставленных целей, доброжелательность и ответственность).

Затем это резюме нужно отправить как минимум в 10 компаний, которые готовы рассматривать в качестве кандидата новичка после ВУЗа. Конечно, можно пробовать рассылать резюме и в компании, которые ищут готовых специалистов, но, как правило, вакансия будет отдана человеку с опытом, особенно трудоустройство предполагает конкурс.

Дальше будет собеседование. Если оно будет пройдено успешно, и вы пройдете, к примеру, сразу на 2 вакансии, тогда можно уже выбирать.

При этом молодым специалистам стоит понимать:

  • надеяться сразу на хорошую должность с высокой оплатой без личных связей или нужного опыта не стоит;
  • если есть перспектива роста на выбранном месте работы, можно некоторое время для наработки опыта поработать на менее оплачиваемой работе. Зато потом можно будет блеснуть наработанными знаниями;
  • слишком частая смена мест работы говорит о будущем сотруднике не с лучшей стороны, это может стать отталкивающим фактором при устройстве на новую должность;
  • если речь об узкой специализации (врачи, юристы), тогда начинать работу нужно только в сфере вашей специальности, иначе опыта не получить никогда.
Читайте также:  Как уйти из декрета в декрет без выхода на работу?

Вывод всего один: сразу стоит приготовиться, что первые полгода, а то и год, придется поработать на не очень хорошо оплачиваемой работе. Но это станет тем самым трамплином для дальнейшего развития как специалиста в своем деле.

Совет Не делайте из зарплаты приоритет

Часто выпускники или новички в профессии имеют завышенные ожидания и называют на интервью суммы, скорее подходящие для профи с трёхлетним опытом. Помните: такой подход лишь отдалит вас от работы вашей мечты. На начальном этапе главная цель это профессиональное становление. Если вы наслаждаетесь своим делом и делаете работу качественно, материальное вознаграждение не заставит себя ждать!

Чтобы понять свою цену на рынке труда, есть несколько вариантов:

  • найти доступ к платным источникам — индустриальным обзорам вроде Hey и Big Group;

  • найти бесплатные обзоры: Antal и Heys;

  • обратиться к карьерным консультантам, которые точно знают актуальные цены на рынке труда;

  • спросить прямо на собеседовании или через знакомых.

Решение проблемы

Карьерные коучеры советуют провести психоанализ, разобраться в жизненных целях. Выпишите на лист бумаги свои сильные и слабые стороны. Это поможет понять, какой работы следует избегать, а на какую обратить внимание:

  • обдумайте, что вдохновляет на трудовую деятельность;
  • проанализируйте, откуда черпаете жизненную энергию;
  • решите, что ближе к душе: творчество, работа с техникой, людьми.

Определившись с примерным списком вакансий, займитесь своим развитием. Читайте профессиональную литературу, посещайте необходимые форумы. Если опыт работы в нужной сфере есть, можно повысить квалификацию. Простой способ — платные курсы. Их продолжительность 3-6 месяцев.

Решение проблемы

Посещайте различные мероприятия, можно обзавестись полезными контактами, среди них может быть работодатель, который ищет новых сотрудников после увольнения старых. По правилам хорошего тона корректно спрашивать только общую информацию о вакансии. Лучше обменяться контактами и назначить встречу.

Пообщайтесь с людьми, которые уже занимают желаемую должность, узнайте нужную информацию. Это поможет понять, соответствуют ли ожидания реальности.

Для начала следует составить список приемлемых вакансий

Лекции

Вы помните себя на лекциях, когда Вы ещё были студентом? Бывало ли такое, что Вы на них засыпали, разговаривали с соседом по несчастью, не могли высидеть полтора часа, опаздывали на них или вообще забивали? Вот теперь Вы лектор, у которого студенты спят на лекциях, разговаривают одновременно с Вами и также громко, и если Вы один, то их много… И точно также как и Вы когда-то, не могут сосредоточиться на Вашем монологе, опаздывают или вообще не приходят. Ну как? Нравится? Сомневаюсь! Ну да, Вы и Ваш ректор, декан и другие начальники знают, что надо делать: нужно сделать лекцию интересной для студентов. И вот Вы вычитывает горы литературы, приобретённой за личные средства, новейшие статьи по запланированной теме, готовите слайды, пишите конспект. Как следствие у Вас красные глаза, болит голова, Вы спали только три часа. С утра пораньше пришли на прекрасную лекцию, радостно провозглашаете тему, начинаете здорово рассказывать, но что это? Ничего не изменилось! Всё также Вас почти никто не слушает, одновременно с Вами разговаривают в полный голос, спят и поворачиваются к Вам спиной. В чём же дело? Ведь лекция такая интересная, Вы так старались, а Вашей аудитории просто наплевать! Всё достаточно просто, нужно только разобраться в том, что такое лекция. Лекция это способ донести информацию до слушателей. Изобретена лекция была в древнем мире, когда книги как источник информации были чрезвычайно дороги, и не вся полезная и новая информация в них записывалась. И тогда ничего не оставалось заинтересованным людям прийти на лекцию, внимательно её послушать, задать лектору вопросы, ведь другого шанса получить информацию нет. Но в современном мире информация стала легко доступной. Это и классические печатные книги, электронные книги, архивы научных статей. Практически на все вопросы можно получить ответ из Интернет. На сегодня для лекций осталась одна ниша: донесение новейшей, ещё не опубликованной информации из первых уст. Таким образом всё становится на свои места: Вы не являетесь первоисточником информации; плюс заинтересованных лиц в аудитории, как Вы уже знаете, не так много, иногда вообще нет. Вот и превращается лекция в абсурдный монолог на фоне студенческой болтовни. Так как лекции являются неотъемлемой частью учебного плана, а студенты должны на них ходить, то, к сожалению, Вы не можете их не читать, или разрешить студентам их не посещать. Рано или поздно к Вам на лекцию придут с проверкой из деканата или ректората, и горе Вам, если Вас не обнаружат в аудитории, или студентов по мнению проверяющих окажется мало. Здесь очень трудно что-то посоветовать. Очередной диссонанс: наличие требований и невозможность их реализовать.

Можно пойти по пути выбора из двух зол меньшего: разрешите, кому не интересно и безразлично, не ходить на Ваши лекции, неофициально, на их страх и риск. Пообещайте не наказывать за пропуски лекций, но в журнал продолжайте заносить в том числе и в журнал старосты группы, обязательно (!).

Это Ваша защита на случай нечистоплотных элементов, попытающихся Вас обвинить в том, что Вы плохо их научили. (Самый верный способ защитится от таких атак, это контролировать посещаемость. И если студент пропускал занятия, то он теряет право утверждать, что Вы плохо работаете.) Те, кто трясутся за свою посещаемость, скорее всего продолжат ходить, ну может через раз. Но часть незаинтересованной аудитории всё-таки отсеется. Далее, отрегулируйте качество подготовки к лекции в зависимости от аудитории. Если аудитория слабая, то зачастую достаточно информации из Википедии.

Разбавьте лекцию большим количеством изображений, говорите меньше и медленней. Не пытайтесь перекричать говорунов. Обычно самые заинтересованные в лекции сидят на первых двух рядах, вот для них и говорите, и на них смотрите, а на остальных не обращайте никакого внимания. Тут есть один подмеченный психологический момент: заинтересованные студенты садятся на те места, куда смотрит лектор, а остальные аккумулируются подальше. Например, если лектор всегда смотрит на правую половину аудитории, то рано или поздно слушатели будут садится именно туда. Ещё хороший метод борьбы с болтовнёй — на время многозначительно умолкать, пока аудитория не притихнет. Правда это не надолго, но напоминать о себе, ради уважения к самому себе, нужно. Ну и последнее: будьте терпеливы, не позволяйте себе срываться и кричать в раздражении на неслушающую Вас аудиторию, настройтесь благостно и относитесь к происходящему с юмором.