Какая разница между драгоценными ювелирными украшениями и бижутерией?

Феронье́рка (фр. ferronnière , нем. Seht hierher ) — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. Фероньерки известны с эпохи Возрождения.

Эпоха романтизма — чувства, надежды, развитие

Считают, что романтизм (англ. Romanticism) пришёл из Англии (в середине 18 века именно там вышло несколько «готических романов» о Средневековье). Преддверием романтизма называют течение сентиментализм (франц. sentiment — чувство). Сентиментализм возник во второй половине 18 века как ответ чванству «цивилизации», «царства разума». Сентиментализм отражает тезис Жан-Жака Руссо: «Разум может ошибаться, чувство — никогда!». В принципе, сентиментализм не выработал собственной эстетики, но он соединил классицизм и романтизм.

Эпоха романтизма — чувства, надежды, развитие

Романтизм в некотором смысле- широкая река, охватившая одновременно все виды искусства и гуманитарную науку в конце 18 – и до начала 20 века.

Филигрань и скань

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum — зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X — XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Реклама — Продолжение ниже

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу.

Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий».

Реклама — Продолжение ниже

Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Виновата ли Прекрасная Ферроньерка в смерти короля Франции?

Укоренившееся название картины стало результатом ошибки, когда сложилось мнение, что на ней изображена Ферроньера, любовница великого французского короля Франциска I (François Ier, 1494—1547), который считается первым королём Франции эпохи Возрождения и знаменит, в частности, своей любвеобильностью (на эту тему Виктор Гюго написал пьесу «Король забавляется» («Le Roi s’Ammuse», 1832), запрещённую цензурой во Франции на пятьдесят лет и положенную Джузеппе Верди в основу оперы «Rigoletto»).

Читайте также:  Cвадебное платье в стиле Прованс или как воплотить французский шик

В 1515 г. молодой король одержал первую важную военную победу в битве при Мариньяне над швейцарцами и ломбардцами, что позволило ему сразу после этого завоевать Миланское герцогство (бабушка короля, Валентина Висконти (Valentine Visconti, 1368—1408) была герцогиней Миланской, и Франциск считал Милан своим наследным владением). Важнейшим следствием этой победы явилось знакомство короля с Леонардо и переезд Мастера во Францию: Франциск I становится его новым патроном. Вероятно, в это время портрет девушки с налобным украшением оказывается во дворце короля Франции.

По словам Ги Бретона, автора 10-томных «Историй любви в истории Франции» (Guy Breton, «Histoires d’amour de l’histoires de France), король полюбил жену адвоката Жана Ферона, которую звали Прекрасная Ферроньера. «Она была изящна, соблазнительна, элегантна. У нее были длинные чёрные волосы, выразительные синие глаза, красивейшие в мире ноги. В центре лба у неё красовалось украшение, прикреплённое шёлковым шнурком, и эта необычная деталь лишь добавляла ей привлекательности».

Якобы,

«когда Франциск приказал привести её во дворец и как-то слишком уж быстро потащил в постель, дама была так возмущена, что одна из жил у неё на лбу лопнула <…> Через час она уже стала любовницей короля, а на другой день очень ловко спрятала кровавый подтёк с помощью указанного украшения на шнурке»[3].

Позже непонятно откуда появилась безумная легенда, что г-н Ферон, не в силах более сопротивляться домогательствам короля к его жене, зачастил по борделям, чтобы подхватить половую болезнь и передать её через жену (sic!) королю, что ему якобы удалось, а короля в итоге болезнь и погубила. Король действительно страдал половым заболеванием, но подхватил его ранее при известных обстоятельствах, не связанных с Ферроньерой, как следует из записок его матери.

Ренессанс

Период: 15-17 век

Характерные черты:

  • арабески, растительные мотивы; библейские и мифологические сюжеты

  • морская тематика: корабли, русалки, морские чудовища — как следствие географических открытий

  • портреты, написанные эмалью, камеи

  • гравированные рисунки художников

  • камни: сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг

  • изготовление имитаций драгоценных камней с помощью фольгирования, дублетов; имитация алмазов из стекла, горного хрусталя

  • техники: инкрустация, литье, золочение, филигрань, чернение, огранка, эмалирование;

Ренессанс постепенно распространялся из Италии на север, вытесняя готический стиль средневековья.

Читайте также:  Деловой и офисный стили женской одежды: модные костюмы и платья 2020

Немаловажной деталью в популяризации стиля стали рисунки ювелирных изделий. Рисунки (как и сами изделия) свободно попадали из одной страны в другую.

В эпоху Возрождения культура ставит на первое место человека и гуманизм в целом. Со времен античности перекоткрывается красота человеческого тела. В связи с этим начали использовать украшения в современном смысле: украшать само тело независимо от одежды.

Эти изменения дали возможность украшать себя вне зависимости от статуса. И хотя действительно роскошные вещи могли себе позволить преимущественно знать, украшения из золота, серебра, поделочных и полудрагоценных камней стали доступнее.

Определить где, кем и когда было сделано украшение всё ещё трудно. Ювелиры были мастерами в конкретной технике или задаче. Дизайн мог разрабатываться художником, изделие отливалось другим человеком, расписывалось эмалью третьим, инкрустировалось камнями у четвертого.

Благодаря книге Бенвенуто Челлини «Трактаты Бенвенуто Челлини о ювелирном деле и скульптуре» (Benvenuto Cellini ‘The Treatises of Benvenuto Cellini on Goldsmithing and Sculpture’) есть полное понимание ювелирных техник эпохи Возрождения.

Изобретена техника эмали émail en résille — травление рисунка на стекле, который затем покрывается золотой фольгой, а полость наполняется порошковой эмалью. Вид перегородчатой эмали, требующий тщательной регулировки температуры.

Благодаря освоению торговых путей и началу колонизации стали доступны новые материалы. Из Индии пришло много алмазов, изумруды и рубины — из Колумбии и Шри-Ланки, жемчуг — из Персидского залива. Такой приток драгоценных камней подстегнул развитие искусства огранки.

С 16 века Бельгия становится центром огранки алмазов в Европе. Прослеживается предпочтение огранки таблицей, позже — огранка розой.

Характерные украшения для ренессанса:

Подвески становятся главным украшением ренессанса. Они носились на ожерелье, золотой цепочке на платье или на поясе.

Некоторые подвески выполняли функции. Например, есть ювелирные зубочистки, копоушки или помандеры с благовониями — для скрытия неприятного запаха из-за плохой гигиены.

Помандеры — подвески (чаще всего шарообразной формы) с контейнерами для ароматических веществ, душистых трав, благовоний. У некоторых моделей отдельные контейнеры с разным наполнением.

Ароматные наполнители сами по себе могли быть дорогими, поэтому помандер — признак благосостояния. Он крепился к драгоценной цепочке на поясе или на шее, на четках, а некоторые даже помещались на кольце.

Декорировались помандеры гравировкой, эмалью, драгоценными камнями, чернением.

Были распространены подвески с библейскими сценами в миниатюрных скульптурах или священными монограммами IHS. Полагают, что они произошли греческого слова «Христос». Встречаются инициалы владельца или любимого человека. Эти украшения считались очень личными, поэтому их часто уничтожали после смерти владельца.

Читайте также:  Как стирать кроссовки в стиральной машине автомат

Кольца с камнями и печатками носят на пяти пальцах и даже на нескольких суставах. Эти украшения тоже функциональны: с компасом, солнечными часами, душистыми материалами.

Сложные прически украшались замысловатыми головными уборами, подвесками, нитками жемчуга или бисера и нежными подвесками. Появляются эгреты — украшения для прически или головного убора.

В моду возвращаются серьги с простым дизайном. Это грушевидные жемчужины или драгоценные камни, которые вдевались в проколотое ухо либо привязывались к нему.

Носят одиночные серьги в виде буков, мавров, морских существ. С начала 17-го века дизайн становится более геометричным, длина сережек увеличилась.

Для демонстрации украшений надевали отдельные декоративные ремни и пояса. Например, в виде жемчужных бус или золотых цепочек.

Как отличить натуральный камень от подделки, от стекла в украшениях?

Как отличить настоящий драгоценный камень от подделки? Для ювелира или оценщика высокого класса не составит труда с помощью специальных инструментов и приборов идентифицировать подлинность камня. Что же касается неопытного обывателя, то отличить настоящий камень от подделки для него будет очень сложно. В таких случаях профессионалы рекомендуют воспользоваться следующими приемами:

  1. Природный камень, как правило, намного прочнее стеклянной или пластиковой подделки. Если провести по нему острым предметом, то на нем не должно остаться следа. При этом, на подделке может образоваться царапина. Но такой способ актуален лишь тогда, когда нужно отличить халтуру от настоящего камня — если же в изделии вместо драгоценного камня высшего уровня задействован натуральный, но менее дорогой минерал, то смысла проводить подобный эксперимент нет.
  2. Натуральные камни имеют холодное прикосновение. Если положить камень на язык или приложить его к щеке, то он долго будет оставаться холодным. Если же в изделии использовано стекло или пластик, камень нагреется достаточно быстро.
  3. Природные камни, выращенные в недрах земли, редко бывают большими, а вот искусственные минералы, созданные в лабораториях, могут достигать более внушительных размеров.
  4. Расцветка натурального камня редко бывает очень насыщенной, яркой. В то же время, создать халтуру любого цвета и оттенка — достаточно просто.
  5. Не стоит рассчитывать на то, что натуральный камень будет стоить копейки — цена за карат драгоценного минерала может достигать тысячи и сотни долларов.
  6. При покупке изделия с натуральными камнями можно попросить у продавца предоставить сертификат на подлинность камней.
Как отличить натуральный камень от подделки, от стекла в украшениях?

На самом деле все драгоценные минералы обладают абсолютно разными химическими и физическими свойствами. Потому к идентификации каждого из них нужно подходить индивидуально.